• »
  • »

Полный привод зимой: правила вождения и частые ошибки

Полный привод зимой обычно считают панацеей от сложных условий на дороге.

Но он не отменяет законы физики – вот ключевая ошибка владельцев полноприводного авто. Тяжелый рамный внедорожник действительно хорош на льду или в снегу, но только при аккуратном вождении.

Наша статья – о проверенных правилах зимнего вождения, о полном приводе на льду и снегу, об особенностях этой системы и о том, что даже в морозы он спасает не всегда.

Что дает полный привод зимой, а что нет

Езда на полном приводе зимой дает улучшенную проходимость на рыхлом снеге и скользкой дороге. Уверенность на старте и при разгоне, более качественная тяга за счет распределения тяги двигателя на все четыре колеса – но не сокращение тормозного пути и не снижение опасности заноса.

У полноприводного авто есть и «недостатки»:
  • тормозной путь не уменьшается;
  • не «отменяются» законы физики, остается риск заноса при резком маневре;
  • необходима зимняя резина, без которой сильно падает эффективность;
  • водителю следует ехать аккуратно и плавно. 

Важно знать особенности своего авто, это поможет не попасть в аварию.

Шины, давление и цепи – основа зимней безопасности

Морозостойкость авто начинается с резины. Основные варианты:
  • зимние шины: максимум безопасности, короткий тормозной путь, ощутимое сцепление с дорогой, уверенность при старте движения, точность траектории в повороте, сохраняют мягкость и эластичность даже при сильном морозе;
  • всесезонные шины: больше скольжения при торможении и в повороте, на снегу и льду машина чуть ли не «плывет», вплоть до потери управления, резина «дубеет» и теряет сцепление с дорогой, что негативно сказывается на безопасности. 

Выезд при морозе начинают с проверки давления в шинах. Давление в шинах проверяют и доводят до значения, рекомендованного производителем автомобиля (указано на стойке двери или в руководстве). Если поездка дальняя, давление проверяют и в запасном колесе. 

Цепи для повышения сцепления колес с ледяной коркой применяют в наиболее экстремальных условиях:
  • сильный гололед;
  • глубокий и рыхлый снег;
  • горная дорога, вязкие участки;
  • резкое ухудшение погодных условий. 

Цепи на обледенелой дороге требуют ограничения скорости. Езда быстрее 40-50 км/час может привести к повреждению кузова и самих колес.
Свыше 40 автомобилей в наличии
Выберите свой TANK в желаемой комплектации

Правила вождения на полном приводе зимой

Обледенелая поверхность и снежная каша требуют высокой собранности. Задача водителя – ехать плавно, не делать резких движений рулем.

Разгон и движение по снегу
При старте важно нажимать на педаль газа плавно и без лишних рывков. Допустимо задействовать вторую передачу (при механике) или специальный режим SNOW (на автомате).

Если заехали в глубокий снега и забуксовали, следует попробовать выехать в раскачку. «Газ» дают понемногу и отпускают после появления движения вперед. После короткого естественного обратного хода «газ» добавляют. Машина должна наращивать амплитуду.

Пробуксовки получится избежать, если добавлять скорость постепенно. Педаль сцепления отпускают плавно, без рывков.

Важно: метод «раскачки» рекомендуется применять только на автомобилях с классической гидромеханической АКПП. Для роботизированных коробок (РКПП) или вариаторов (CVT) интенсивные рывки вперед-назад могут привести к перегреву и поломке.

Торможение и дистанция
Снег требует пониженной скорости и повышенной дистанции (до 2-3 раз больше, чем летняя). Трение зимних шин о лед и снег очень слабое. Это ощущается при торможении на ледяной корке.

Все маневры следует проводить максимально плавно, тормозить лучше заблаговременно. Скорость в повороте поддерживают постоянной, при ее снижении педаль газа плавно отпускают.

Нажимать на педаль тормоза рекомендуется мягко. Резкие рывки приведут к появлению скольжения, а под колесами начнут собираться снег и крупицы льда. Хорошо работает прерывистое нажатие, которое «сбрасывает» ледяной балласт из-под шин и улучшает сцепление.

Торможение с антиблокировочной системой (ABS) не требует такого «качания» педалью тормоза, достаточно ее нажать и удерживать. Для экстренного торможения на нее нажимают сильно и до упора. Система сама имитирует прерывистую остановку колес.

Антипробуксовочная система (TCS, Traction control system) и электронная система стабилизации (ESP, Electronic stability program) – решения, которые совмещают распределение тяги и подачу топлива. Рекомендуется просто мягко ехать и разрешить системам выполнять свою работу, дополнительных действий от водителя не требуется.

Повороты на льду и укатанный снег
Чтобы успешно войти в поворот:
  • плавно сбрасывают «газ»;
  • едут с комфортной скоростью;
  • руль поворачивают мягко и плавно;
  • траекторию подбирают ближе к внешней стороне дороги.

Даже с цепями на обледенелой дороге автомобиль может занести (скольжение из стороны в сторону). Для возврата управления на льду следует мягко подруливать в сторону заноса.

Нельзя совмещать тормозные импульсы и работу рулем. При заносе важно «выводить» машину, поддерживая тягу (без пробуксовки, в «тянущем» положении педали «газа»).
TANK – больше, чем просто автомобили.
Это воплощение стиля
и силы духа их владельцев.
Выберите свой TANK

Постоянный полный привод зимой: плюсы и нюансы

Система работает на распределение крутящего момента от двигателя на все четыре колеса сразу. Это повышает сцепление шин с дорожной поверхностью и управляемость автомобилем. Антипробуксовка колес становится более заметной при разгоне в снежной каше, торможении перед прохождением малого поворотного радиуса или перед внезапным препятствием.

Технически это устроено, как быстрая адаптация к постоянно меняющимся скоростям вращения отдельных осей. Моноприводные авто не имеют такой устойчивости и предсказуемости на скользкой дороге.

Постоянный или подключаемый полный привод в морозы заслуженно пользуется спросом:
  • высокий уровень проходимости даже по льду и рыхлому снегу;
  • качественное сцепление как постоянный контакт с дорожной поверхностью;
  • устойчивость, которую особенно ценишь в поворотах и при осадках;
  • повышенная динамичность разгона, что помогает быстрее проезжать маршрут.

Но и у него есть свои недостатки:
  • расход топлива на вращение четырех колес и дополнительного оборудования;
  • стоимость автомобиля повышается из-за сложной трансмиссии;
  • техническое обслуживание обходится дороже из-за высокого износа;
  • масса авто, к которой следует привыкнуть (сказывается на торможении).

Главный момент скорее психологический: «4х4» не отменяет законы физики.

Как готовить полноприводный внедорожник к зиме

Избежать проблем в поворотах, при разгоне и торможении помогут советы от производителя и от опытных водителей.

Секрет уверенности состоит в обслуживании авто в холода:
  • зимние шины: антипробуксовка начинается с соответствующей резины, о чем часто забывают, поэтому необходимо подобрать комплект по сезону и по условиям езды (обычно шипованные или «липучки»);
  • аккумулятор: проверка заряда и наличия электролита (если позволяет модель), очистка клемм, замена при плохом состоянии;
  • технические (расходные) жидкости: масло, антифриз, стеклоомывающая жидкость следует залить именно подходящие под предстоящие морозы;
  • работа тормозной системы и систем стабилизации: состояние тормозных колодок и дисков, амортизаторов с каждой стороны кузова, горение индикатора ESP/ESC на панели управления;
  • система обогрева салона: печка и подогрев сидений для комфорта в салоне, подогрев и обдув стекол повышает безопасность при управлении машиной.

Не помешает обработать кузов воском или антикором от соли на дорогах. Все прочее зависит от комплектации авто. 
Остается загрузить в багажник универсальные аксессуары – лопата, щетка, скребок, буксировочный трос, запас незамерзающей жидкости, фонарь, цепи противоскольжения и провода для «прикуривания».

Как зимой ведут себя современные внедорожники TANK

Повороты при обледенении дороги опасны даже без сильной ледяной корки и снежной каши. Справляться с ними помогают интеллектуальные системы, которыми дополнен модельный ряд TANK. Штатные системы внедорожника рассчитаны на езду по мокрой дороге и по бездорожью.

TOD – это сочетание гибридной силовой установки с платформой, акцент которой сделан на повышении проходимости. Система Hi4-T cоздана специально для внедорожников TANK и дополнительно адаптирована для полноприводных версий авто.

Ее ценность в следующем:
  • действительно помогает трогаться уверенно и без лишних усилий;
  • повышает сцепление шин при контакте со снегом и льдом;
  • дает качественное распределение фактической тяги на все колеса.

В современных внедорожниках, таких как TANK, используются интеллектуальные системы для повышения безопасности. Например:
  • TOD (или Torque-on-demand, «Крутящий момент по требованию»): автоматическое подключение переднего моста при обнаружении проскальзывания задних колес, управляющая электроника равномерно распределяет крутящий момент;
  • Hi4-T (или Hybrid-four-wheel drive, intelligent torque coupling, «Гибридный полный привод, интеллектуальная система передачи крутящего момента»): антипробуксовочная система работает за счет автоматического подключения электродвигателя и передней оси, это повышает крутящий момент как на старте, так и в «сложные» моменты при разгоне и торможении;
  • 4H/4L: жесткая блокировка полного привода и подключение понижающей передачи (Low range) для критических условий бездорожья, автомобиль «выдает» максимальные значения крутящего момента.

Разница особенно видна при сравнении с другими внедорожниками. Основная проблема состоит в запаздывании подключения полного привода. Реже встречается слабая эффективность срабатывания – когда жесткое подключение мостов требуется здесь и сейчас.

Убедиться в уверенном контроле над машиной в холода получится у нас, на тест-драйве в автосалоне «Динамика» в Архангельске. В зимний период можно проверить  все режимы на обледенелых поверхностях – это стоит прочувствовать.
Приобретая TANK в Динамике вы получаете:
  • Персональную выгоду до 900 000 ₽
  • Выгодные условия кредитования от 0,01%
  • Возможность обменять автомобиль по программе Trade-In
  • Гарантийную поддержку до 5 лет
  • Сервис помощи на дорогах на 5 лет
  • Подарки от официального дилера
  • Премиальный сервис

Частые ошибки владельцев полного привода зимой

Езда в холода часто сопровождается ошибками. Вот наиболее распространенные из них:
  • потеря контроля дистанции между машинами (водитель позволяет себе держаться слишком близко к бамперу впереди идущего автомобиля) – это ложная самоуверенность, которая появляется из-за повышения управляемости;
  • слишком резкие торможения и ускорения – агрессивная манера вождения, которая способна быстро привести к скольжению и аварии, так как распределение тяги не влияет на длину тормозного пути;
  • некорректно подобранные зимние шины или их отсутствие – сцепление с дорогой складывается из нескольких моментов, базовым среди них является трение между резиной и поверхностью;
  • игнорирование работы электроники и ее подсказок – режим распределения крутящего момента может не совпадать с ожиданиями водителя, сложность управления зимой резко возрастает, к этому надо быть готовым.

Тормозная и разгонная динамика не зависит только от «4х4».
FAQ: Частые Вопросы Клиентов
У нас есть несколько наиболее популярных ответов на вопросы о правилах вождения и торможения на льду. Это полезно не только для новичков, но и для опытных водителей.
  • Нужно ли включать полный привод зимой постоянно?
    Постоянный полный привод зимой приводит к повышенному износу механизмов автомобиля  и к повышенному расходу топлива только для систем Part-Time (подключаемых вручную). Включать его рекомендуется при острой необходимости – на гололеде, при глубоком или рыхлом снеге, на бездорожье.
  • Помогает ли полный привод быстрее тормозить на льду?
    Он не поможет быстрее остановиться на льду. Его задача – помощь с при старте и ускорение разгона.

    Помните: на полном приводе в заносе часто помогает не сброс, а плавное добавление газа. Это позволяет «вытянуть» автомобиль за счет тяги на всех колесах. Однако это требует навыка. Если вы не уверены — лучше всего плавно отпустить газ и работать рулем, позволяя электронике (ESP) стабилизировать авто.
  • Какие шины ставить на полноприводный внедорожник для зимы?
    Сцепление колес и антипробуксовка во многом зависят от зимних шин. Ставить на внедорожник следует только резину, которая подходит под требования производителя. В автосалоне «Динамика» в Архангельске подскажут по выбору для всего модельного ряда TANK.
  • Стоит ли отключать системы стабилизации зимой?
    Нет, отключение системы стабилизации не рекомендуется. Деактивация подходит только для особых случаев – когда ESP/ESC прямо мешает пробуксовке, если нужно выехать из сугроба или из грязи, подняться на крутую горку. Систему стабилизации следует держать включенной на обычной ледяной дороге.
Трейд-ин
Обменяйте ваш автомобиль на новый TANK с выгодой